Правила оформления и виды портфолио учителя


ПОНЯТИЕ «ПОРТФОЛИО»

Портфолио – новое слово для российской педагогики. Слово «портфолио» не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде.
Портфолио – это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя.

Под портфолио обычно понимается собрание различных материалов, документов и иных свидетельств достижений и прогресса в заданной области, в случае учительского портфолио – в профессиональной педагогической деятельности.

Портфолио является методом «аутентичного оценивания», т. е. оценивания реальных достижений, правдивого, объективного.

Основное преимущество метода портфолио заключается в том, что, он является многофункциональным инструментом как оценивания, так и самооценки собственных достижений.

Существенным аспектом использования портфолио может стать уход от формального представления определённого набора документов и сбалансированная презентация как формализованных свидетельств достижений педагога, так и наглядных примеров, продуктов его деятельности. Это усиливает практическую ориентацию экспертизы, делает её прозрачной и содержательной.

Портфолио также позволяет педагогу более широко и разнообразно презентировать свои достижения, умения и направления деятельности, выходя за рамки специальности и предметов преподавания.

Существенным становится перенос акцента с внешней экспертизы и контроля на самоконтроль и проектированием своей профессиональной траектории. Проект собственного профессионального развития, имеет долговременный характер, соответствующий современной идеологии обучения в течение всей жизни, и результаты которого он представляет на рассмотрение экспертов.

Портфолио в принципе созвучно такой актуальной образовательной идее, как идея обучения в течение всей жизни, коротко говоря, «пожизненного» (longlife еducation) обучения. Портфолио позволяет обеспечить преемственность разных этапов процесса профессиональной подготовки и профессионального развития, помогает планировать, отслеживать и корректировать образовательную и карьерную траекторию учащегося и молодого профессионала, а затем становится доказательством роста его профессиональной квалификации.

Понятие "портфолио" пришло из Западной Европы ХV–XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли "портфолио". Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.

В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы. а в сфере фотографов и фотомоделей – как альбом с фотографиями.
Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в Соединённых Штатах Америки. В конце ХХ и начале ХХI вв. эта идея становится популярной во всём мире, в том числе и у нас, в России.

Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». (Словарь иностранных слов)

Согласно современным словарям, портфолио – это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.

Как в мировой, так и в отечественной практике портфолио рассматривается и как средство педагогической диагностики, и как метод оценки профессионализма педагогов. В последнем случае портфолио – это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.

Портфолио – одна из наиболее приближённых к реальному состоянию форм, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания. С его помощью можно решить такую проблему, как аттестация учителя, когда педагогу необходимо осуществлять рефлексию и оценку собственной деятельности. Ведь, чтобы подтвердить уровень своего профессионализ ма, учителю приходится писать самоанализ за последние пять лет. Основанием для составления портфолио могут также послужить желание и умение учителя предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику. Ведь не секрет, что в деятельности педагога приходит такой момент, когда ему есть чем поделиться с другими, и он желает делать это.

В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:
1) это п а п к а д о с т и ж е н и й, направленная на повышение собственной значимости учителя и отражающая его успехи (грамоты, дипломы, сертификаты детей и пр.);
2) р е ф л е к с и в н о е п о р т ф о л и о, раскрывающее динамику личностного развития учителя, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и в качественном плане; в эту папку собираются статьи, эссе, анализ деятельности, видеокассеты, в общем, всё, что делалось в течение определённого срока (напр., года, нескольких лет);
3) п р о б л е м н о - и с с л е д о в а т е л ь с к и й, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции;
4) т е м а т и ч е с к и й, создаваемый в процессе работы по определённому проекту, теме, разделу;
5) м е т о д и ч е с к и й, в котором помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, и которые собраны или созданы им самим.

Полный текст материала Правила оформления и виды портфолио учителя смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Колпашникова Ирина Александровна  Колпак
15.10.2010 26 61199 5370

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 25
avatar
25 залесская9496 • 12:49, 11.01.2015
Спасибо автору за предоставленный содержательный материал. Хорошо, что такие рекомендации будут под руками. Хочу ими воспользоваться при аттестации.
[Материал]
avatar
24 ElenG • 12:15, 11.01.2015
Ирина Александровна, спасибо за полезные рекомендации.
[Материал]
avatar
23 Ласточка434 • 11:17, 11.01.2015
варианты портфолио очень пригодятся, так как только в этом году предлагается аттестация с помощью предоставления портфолио. Будем работать
[Материал]
avatar
22 lama171 • 08:40, 07.08.2011
спасибо
[Материал]
avatar
21 [Материал] Акбота • 08:26, 09.04.2011
Спасибо, пригодится при аттестации
[Материал]
avatar
20 mysterieux • 15:02, 19.03.2011
В феврале 2011 года прошла аттестацию на 1 категорию и в аттестационной комиссия своя форма подачи портфолио, которая включает 12 разделов и некоторые главы не совпадают. но использовать ваш вариант для систематизации своей работы , конечно. необходимо. я согласна с коллегами, что за свой долгий опыт работы . материала накопилось очень много и такой подход облегчит в использовании наших нароботок в деятельности.
[Материал]
avatar
19 Ozero • 19:39, 12.02.2011
Мы в школе тоже в прошлом году начали работу по составлению портфолио каждого педагога. Ваш опыт интересен. Может пригодиться. Спасибо!
[Материал]
avatar
18 [Материал] наталья • 10:03, 24.01.2011
Спасибо огромное, помогли подготовить педсовет по портфолио...
[Материал]
avatar
17 natasha2069 • 09:58, 05.01.2011
Спасибо за такой материал! Он достаточно объёмный и содержательный. Я обязательно им воспользуюсь для следующей аттестации.
[Материал]
avatar
16 Джонсон • 18:30, 04.01.2011
Благодарю за полезную, содержательную информацию.
[Материал]
avatar
15 Андриан • 16:43, 04.01.2011
Спасибо за материал Из трех вариантов можно собрать для себя портфолио. Ведь скоро аттестация.
[Материал]
avatar
14 IpOksana • 20:39, 05.12.2010
Спасибо, воспользуюсь при аттестации
[Материал]
avatar
13 ТАНтан • 21:20, 25.11.2010
Вы МОЛОДЕЦ!. Всё по полочкам разложили, при желании найдутся и силы и время, чтоб оформить свои материалы. Главное понять - для чего ты это делаешь. Уверяю, это нужно в первую очередь самому. Признаться, очень часто бывает так "точно знаю, что это у меня есть, зрительно помню, что в синей папке (а их -синих- уже несколько), а найти не получается" и ведь находится уже после случившегося события". Досадно...
[Материал]
avatar
12 Nata6791 • 18:53, 17.11.2010
Спасибо, скоро аттестация, возьму на заметку.
[Материал]
avatar
11 Tatj@na • 15:50, 13.11.2010
Спасибо, есть что выбрать для себя.
[Материал]
avatar
10 lina0264 • 14:53, 13.11.2010
Материал подготовлен большой, и за это спасибо огромное автору за кропотливую работу. Но хочется отметить, что на практике есть определенные критерии оформления портфолио учителя школы, выходящего на аттестацию, отклонения от которых не рукомендуется аттестационной комиссией.
В разных регионах они свои, но как правило шапка одна, а следовательно отличия небольшие.
[Материал]
avatar
9 Марьяша • 16:36, 12.11.2010
Очень полезный, необходимый материал при подготовки к аттестации учителя. Многие учителя сегодня затрудняются создать и систематизировать свои достижения. На основе вашего материала обязательно проведу заседание методического объединения и разъясню коллегам о целях и структуре портфолио. Спасибо за материал.
[Материал]
avatar
8 schwind • 12:30, 10.11.2010
Спасибо! Готовлюсь к аттестации, очень не хватало такого подробного изложения правил оформления портфолио.
[Материал]
avatar
7 Galina_Solntseva • 12:51, 06.11.2010
Спасибо за актуальный материал.
[Материал]
avatar
6 нас1110 • 00:43, 05.11.2010
Спасибо! Скоро аттестация, много дельного для себя нашла, особенно в варианте 1.
[Материал]
avatar
5 литература • 10:49, 26.10.2010
Интересный материал. Готовлюсь к аттестации, обязательно воспользуюсь. Спасибо!!!
[Материал]
avatar
4 ТатКуп • 22:40, 23.10.2010
Спасибо большое. Конечно пригодится! Вот только где на все это брать время, силы и здоровье?
[Материал]
avatar
3 Eltea • 21:46, 23.10.2010
Хорошо систематизированный материал, в то же время оставляющий учителю возможности для выбора. Спасибо, уважаемая коллега.
[Материал]
avatar
2 Мария2010 • 21:01, 23.10.2010
Хороший материал. спасибо. Было бы здорово, если кто-нибудбуь предоставил образец заполненого портфолио
[Материал]
avatar
1 Хабибулина • 11:20, 20.10.2010
Спасибо, пригодится при аттестации.
[Материал]